Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции одобрил законопроект, которым организаторов зрелищных мероприятий обяжут обеспечить их безопасность

Организаторы зрелищных мероприятий должны будут с помощью полиции обеспечить безопасность зрителей и артистов, а в случае ЧП — организовать эвакуацию. Такой законопроект одобрили на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции 15 мая, сообщает Парламентская газета.


По словам зампреда Комитета по безопасности Эрнеста Валеева, предлагается внести изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». «Законопроект продиктован прежде всего событиями в «Крокус-Сити Холле». Когда начали разбираться, оказалось, что у нас в законе о культуре никаким образом не отражены вопросы обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий», — сказал он.


В частности, действующее законодательство хотят дополнить. Предлагают прописать обязанности организаторов по обеспечению безопасности, порядок взаимодействия с органами власти и охраны правопорядка. Организаторы за 30 дней до мероприятия должны будут оповестить о нем органы внутренних дел и местные органы власти. Полиция в день мероприятия будет дежурить у зала. Охрану организуют по аналогии с охраной спортивных соревнований и массовых мероприятий.


Законопроект, скачать >


НО ЕСТЬ НЮАНС


Эксперты Ассоциации «Безопасность туризма» и отрасли культуры всецело разделяет озабоченности и поддерживает тезис о необходимости совершенствования деятельности по обеспечению жизни и здоровья граждан при проведении различного рода мероприятий с массовым пребыванием людей, в том числе зрелищных, в условиях непростой геополитической ситуации в мире и растущей террористической угрозы.


Однако, как показал анализ, за основу рассматриваемого законопроекта был взят действующий ФЗ-329 от 4 декабря 2007 года №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», положения которого были формально положены в основу рассматриваемого законопроекта без учета особенностей зрелищного мероприятия и места его проведения.


Дело в том, что в ФЗ-329 указаны признаки официального физкультурного мероприятия и официального спортивного соревнования, а вот в рассматриваемом законопроекте они отсутствуют! Что считать зрелищным мероприятием? Какие нормы и механизмы для определения этого признака существуют? Ответа на эти вопросы проект не содержит.


Не совсем понятны цели и задачи подготовленного законопроекта, обоснование его разработки. Если же одна из задач в получении сведений о планируемых зрелищных мероприятиях, то ее можно решить значительно проще и без принятия соответствующего законопроекта. К примеру, в рамках полномочий высшего органа исполнительной власти (антитеррористической комиссии) субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму (по сведениям в паспортах безопасности). А на наиболее крупные и значимые зрелищные мероприятия с массовым пребыванием людей, на время их подготовки и проведения, распространить Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272). Это также может быть решено в рамках полномочий Правительства РФ в соответствии с ФЗ-35 «О противодействии терроризму», органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.


Кроме прочего смысл законопроекта сужен и сведен лишь к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия. На «организатора» совместно с «собственником», «владельцем», «пользователем» места проведения зрелищного мероприятия возложены обязанности по принятию мер для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. На взгляд экспертов в данном случае, как и в ФЗ-329, допущено нарушение правосубъектности в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. На «организаторов» и «собственников» (владельцев, пользователей) возложены несвойственные функции и задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Для исполнения таких обязанностей требуются соответствующие властные полномочия и компетенции по пресечению правонарушений, применению мер административного воздействия, физической силы, специальных средств, оружия и т.д., которыми они не наделены.


А вот предназначением полиции в соответствии с ФЗ-3 от 7 февраля 2003 года «О полиции» является как раз обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (ст.1) и ее одним из направлений деятельности (п.6 ст.2) и обязанностью (п. 5 ст.12). А организаторы и собственники (владельцы, пользователи) могут лишь привлекаться для оказания содействия полиции в этом. А не наоборот, как предлагают разработчики законопроекта.


Полный анализ, скачать >


В этой связи Ассоциация «Безопасность туризма» направила группе депутатов - инициаторов законопроекта соответствующее обращение с предложениями, в которых предлагается окончательное решение относительно дополнительных мер и механизмов повышения безопасности и антитеррористической защищенности мест проведения зрелищных мероприятий с массовым (более 50 человек) пребыванием людей принять после дополнительных консультаций и обсуждения с профессиональными отраслевыми сообществами и с компетентными органами. А к вопросу разработки и принятия законопроекта предлагается вернуться лишь при наличии реальных и достаточных обоснований для этого.


Данный законопроект также станет предметом обсуждения в рамках Дней безопасности музеев - 2024!